Для развития любого бизнеса необходим ресурс, в частности, денежные средства. Но договорные отношения между поставщиком и покупателем не всегда предполагают предоплату или одномоментное погашение долга за поставку. Есть разные ситуации и соглашения между контрагентами. И чтобы обеспечить приток денег для поставщика, разработан такой финансовый продукт как факторинг.
Если говорить простыми словами, то факторинг – это некое «кредитование» поставщика товаров или услуг, предполагающее выплату денежных средств в размере до 90-100% от оценочной стоимости самой поставки. Погашает такой кредит уже не сам поставщик, а его покупатель.
Факторинг – это некий финансовый инструмент, благодаря которому бизнес может развиваться и адекватно условиям рынка обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Поскольку:
В каждой стране факторинг может иметь свою специфику, в том числе и с учетом действующего законодательства. Например, трудно сравнивать факторинг в Швейцарии с факторингом, который действует во Франции или Германии.
В целом же факторинг может произойти при наличии следующих элементов:
В последнее время факторинг становится популярным, поскольку увеличивается деловая активность бизнеса и, следовательно, возрастает практическая потребность в оборотных средствах. Факторинг же помогает увеличивать скорость оборачиваемости денег. Чем больше скорость, тем больше оборотов происходит в бизнесе. Это увеличивает доходность и повышает эффективность деятельности.
Для чего еще необходим факторинг:
Факторинг удобен и для тех, кто не желает постоянно устранять конфликты с покупателями, привлекая к взысканию задолженности юристов. Во-первых, такие специалисты есть абсолютно не во всех компаниях. Во-вторых, у фактора (банка или другой финансовой компании) есть больше инструментов и финансовых рычагов воздействия на покупателя.
Кстати, факторинг может стать отличным инструментом именно для новых компаний, которые начинают партнерство с незнакомыми для себя покупателями. Это позволит снизить риски и повысить географию реализации готовой продукции.
Суть факторинга в том, что поставщик продает право требования задолженности за поставленный товар другой компании – банку, финансовой организации и т.д. За свои услуги фактор, то есть компания, выплачивающая деньги, берет вознаграждение в виде комиссии. Например, поставщик на текущий счет получит не 100% от стоимости контракта, а только 95%. Разница в 5% - это доходность фактора.
Положительный момент в том, что еще 5 лет назад факторинг активно присутствовал в торговле, но при этом его не было в производстве и строительстве. Но с активным развитием малого бизнеса, факторы вышли и на этот рынок, предоставляя возможность любым компаниям воспользоваться таким инструментом.
Не все знают, но есть огромная классификация факторинга. Но особое значение для поставщика имеет классификация факторинга по степени риска. Он бывает:
Конечно, в бизнесе более популярен факторинг без регресса. Но и комиссия за его предоставление выше, нежели за факторинг с регрессом.
Стоит понимать, что договор факторинга заключается между поставщиком и фактором – банком, другой финансовой компанией. Сам покупатель, то есть дебитор, не принимает участие в сделки, хотя является в целом непосредственным ее участником.
Договор факторинга заключается между:
При оценке возможности заключения контракта между поставщиком и фактором огромное значение имеет именно покупатель. Перед тем, как банк выдаст деньги за сделку поставщику, он достаточно тщательно проверит репутацию, налоговую чистоту контрагента. В рамках фактора создаются целые отделы по финансовой безопасности, в компетенцию которых и входит проверка такой информации.
Сделки с какими покупателями не будут подлежать факторингу:
Кстати, обратить внимание стоит на форму оплаты договоров. Факторинг возможен только в том случае, если оплата по договору поставки осуществляется в безналичной форме.
Фактор – это та компания, которая готова за определенное вознаграждение выплатить деньги поставщику товара. Это может быть:
Есть такой документ как Конвенция УНИДРУА о международном факторинге. В нем сказано о том, что фактор должен выполнить хотя бы две из следующих функций:
- финансировать поставщика товара и услуги;
- осуществлять бухгалтерский учет с учетом тех счетов, которые относятся к дебиторской задолженности;
- собирать дебиторскую задолженность;
- защищать от неплатежеспособности дебитора.
Между фактором и поставщиком заключается соглашение. В принципе, можно сравнить его с кредитным договором. В нем прописываются права и обязанности сторон, штрафные санкции и т.д. Главными параметрами такого договора являются:
Как правило, у фактора есть типовые шаблоны договоров, в которые они вписывают определенные параметры по условиям сотрудничества с конкретным поставщиком.
Чтобы более понятно изучить вопрос, далее рассмотрим пример с реальным факторингом без регресса.
Пример: поставщик реализовал 1 января 2020 года готовую продукцию покупателю на сумму 500 000 рублей. Отсрочка платежа составляет 60 дней. После отгрузки товара поставщик предоставил в банк все необходимые бумаги по факторингу, запросив соответствующую услугу.
Банк проверил чистоту сделки, платежеспособность покупателя и заключил с поставщиком договор факторинга без регресса. Процентная ставка за факторинг – 10% в год. Первоначально выплачивается сумма – 90% от оценочной стоимости контракта. Покупатель перечислил деньги банку 27 февраля.
Решение:
(450000*10%/365)*58 =7150 руб.
Обратите внимание, что вознаграждение рассчитывается с суммы, которую фактор предоставил поставщику.
В данном случае фактор не готов выплачивать всю сумму поставщику, а только 90%. В конечном счете, он просто доплачивает разницу между полученными средствами и удержанной комиссией.
Но есть компании, которые работают с постоянными клиентами на условиях 100% оплаты. Тогда поставщик просто отдельным счетом платит комиссию банку. Например, в данном варианте поставщик мог сразу получить 500 000 рублей, а потом заплатить комиссию банку в размере 7150 рублей.
Конечно, факторинг выгоден для тех компаний, которые предпочитают быстро получать деньги и минимизировать свои риски. Такой вариант подходит как для небольших компаний, так и для крупного бизнеса.
Какие выгоды получает поставщик от факторинга:
Сейчас факторинг является эффективным и главное выгодным инструментом для бизнеса с учетом особенностей рынка и экономики в целом. Потенциально, недостаток факторинга может заключаться в высокой комиссии за обслуживание, но не сейчас. Банки на данный момент взимают небольшую ставку, расходы на которую компенсируются инфляцией и обесцениваем курса национальной валюты.
Поэтому для тех компаний и ИП, которые не хотят ждать, пока их клиенты оплатят свои счета, но при этом и дорожат своими покупателями, факторинг является идеальным вариантом оптимизации бизнеса с увеличением оборачиваемости и рентабельности. Важно грамотно и внимательно подходить к выбору фактора. И отдавать предпочтение факторингу без регресса, нежели с регрессом.