Факторинг: что это простыми словами


Для развития любого бизнеса необходим ресурс, в частности, денежные средства. Но договорные отношения между поставщиком и покупателем не всегда предполагают предоплату или одномоментное погашение долга за поставку. Есть разные ситуации и соглашения между контрагентами. И чтобы обеспечить приток денег для поставщика, разработан такой финансовый продукт как факторинг.

Что такое факторинг

Если говорить простыми словами, то факторинг – это некое «кредитование» поставщика товаров или услуг, предполагающее выплату денежных средств в размере до 90-100% от оценочной стоимости самой поставки. Погашает такой кредит уже не сам поставщик, а его покупатель.

 

Факторинг – это некий финансовый инструмент, благодаря которому бизнес может развиваться и адекватно условиям рынка обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Поскольку:

  1. Сам покупатель имеет возможность приобретать те товары и услуги, которые ему необходимы сейчас, но оплачивать их с фиксированной отсрочкой платежа.
  2. Поставщик услуг может увеличить доходность бизнеса, продавая товар и тем покупателям, у которых нет сейчас свободных денежных средств, и одновременно получать средства для наращивания оборотов своего дела.

В каждой стране факторинг может иметь свою специфику, в том числе и с учетом действующего законодательства. Например, трудно сравнивать факторинг в Швейцарии с факторингом, который действует во Франции или Германии.

В целом же факторинг может произойти при наличии следующих элементов:

  • есть договорные отношения между поставщиком и покупателем;
  • осуществлена отгрузка товара покупателю (дебитору), который не будет ее оплачивать сразу после получения;
  • на руках у поставщика есть все документы, подтверждающие данную сделку.

Для чего нужен факторинг

В последнее время факторинг становится популярным, поскольку увеличивается деловая активность бизнеса и, следовательно, возрастает практическая потребность в оборотных средствах. Факторинг же помогает увеличивать скорость оборачиваемости денег. Чем больше скорость, тем больше оборотов происходит в бизнесе. Это увеличивает доходность и повышает эффективность деятельности.

Для чего еще необходим факторинг:

  1. Минимизация финансовых рисков. Если даже покупатель не сможет в будущем оплатить поставку, то это абсолютно не будет иметь никаких последствий для поставщика. Он уже получил деньги от банка или другой финансовой компании. Следовательно, разбираться с ситуацией будет кредитор, но не поставщик.
  2. Оптимизация бизнес-процессов. Поставщик может четко планировать свою деятельность, вовремя осуществляя все необходимые операции. Он получает деньги сразу же после поставки, а не через месяц, два.
  3. Экономически выгодный выбор контрагента. Статистика показывает, что поставщик, работающий по факторингу, более тщательно подходит и к выбору покупателя. Ведь ненадежный контрагент может привлечь к отказу в будущем от выдачи средств со стороны банка.

Факторинг удобен и для тех, кто не желает постоянно устранять конфликты с покупателями, привлекая к взысканию задолженности юристов. Во-первых, такие специалисты есть абсолютно не во всех компаниях. Во-вторых, у фактора (банка или другой финансовой компании) есть больше инструментов и финансовых рычагов воздействия на покупателя.

Кстати, факторинг может стать отличным инструментом именно для новых компаний, которые начинают партнерство с незнакомыми для себя покупателями. Это позволит снизить риски и повысить географию реализации готовой продукции.

В чем заключается суть факторинга

Суть факторинга в том, что поставщик продает право требования задолженности за поставленный товар другой компании – банку, финансовой организации и т.д. За свои услуги фактор, то есть компания, выплачивающая деньги, берет вознаграждение в виде комиссии. Например, поставщик на текущий счет получит не 100% от стоимости контракта, а только 95%. Разница в 5%  - это доходность фактора.

Положительный момент в том, что еще 5 лет назад факторинг активно присутствовал в торговле, но при этом его не было в производстве и строительстве. Но с активным развитием малого бизнеса, факторы вышли и на этот рынок, предоставляя возможность любым компаниям воспользоваться таким инструментом.

Не все знают, но есть огромная классификация факторинга. Но особое значение для поставщика имеет классификация факторинга по степени риска. Он бывает:

  1. С регрессом. Это не выгодный для поставщика вариант сотрудничества, как с покупателем, так и с фактором (финансовой компанией). Например, если покупатель так и не сможет оплатить задолженность, то поставщик обязан будет вернуть деньги банку/другой компании. При этом сам фактор вернет все документы по сделке. Получится, что взыскивать задолженность в конечном итоге будет сам поставщик.
  2. Без регресса. Выгодный вариант сотрудничества между поставщиком и фактором, который минимизирует риски. В ситуации, когда покупатель не сможет или не захочет оплачивать сделку, то разбираться с ним будут юристы фактора, но не поставщика.

Конечно, в бизнесе более популярен факторинг без регресса. Но и комиссия за его предоставление выше, нежели за факторинг с регрессом.

Кто является сторонами договора факторинга

Стоит понимать, что договор факторинга заключается между поставщиком и фактором – банком, другой финансовой компанией. Сам покупатель, то есть дебитор, не принимает участие в сделки, хотя является в целом непосредственным ее участником.

Договор факторинга заключается между:

  1. Поставщиком товара или услуги. Это может быть компания любой сферы, в том числе исполнитель, продавец сырья и материалов, производственная фирмы и т.д.
  2. Фактором. В качестве фактора может выступать факторинговая компания, которая специализируется исключительно на данной услуге, банк, микрофинансовая организация.

 

 

При оценке возможности заключения контракта между поставщиком и фактором огромное значение имеет именно покупатель. Перед тем, как банк выдаст деньги за сделку поставщику, он достаточно тщательно проверит репутацию, налоговую чистоту контрагента. В рамках фактора создаются целые отделы по финансовой безопасности, в компетенцию которых и входит проверка такой информации.

Сделки с какими покупателями не будут подлежать факторингу:

  • Если покупателем выступает физическое лицо. Между поставщиком и покупателем обязательно заключается договор, который и передается фактору. Подписание такого договора с обычным физическим лицом невозможно, он не будет иметь юридической силы.
  • Если покупатель имеет задолженность по налогам и платежам. Сейчас любую компанию в принципе можно проверить через базу Фискальной налоговой службы и Федеральную службу судебных приставов. Если банк выявит задолженность у покупателя, то в предоставлении услуги откажет.
  • Если покупатель выступает субподрядчиком. По законодательству, привлечение третьих лиц в факторинг запрещено.

Кстати, обратить внимание стоит на форму оплаты договоров. Факторинг возможен только в том случае, если оплата по договору поставки осуществляется в безналичной форме.

Кто такой фактор в факторинге

Фактор – это та компания, которая готова за определенное вознаграждение выплатить деньги поставщику товара. Это может быть:

  • Банк;
  • Факторинговая компания;
  • Микрокредитная компания.

Есть такой документ как Конвенция УНИДРУА о международном факторинге. В нем сказано о том, что фактор должен выполнить хотя бы две из следующих функций:

- финансировать поставщика товара и услуги;

- осуществлять бухгалтерский учет с учетом тех счетов, которые относятся к дебиторской задолженности;

- собирать дебиторскую задолженность;

- защищать от неплатежеспособности дебитора.

Договор факторинга простыми словами

Между фактором и поставщиком заключается соглашение. В принципе, можно сравнить его с кредитным договором. В нем прописываются права и обязанности сторон, штрафные санкции и т.д. Главными параметрами такого договора являются:

  • Процент, который будет удержан за услуги факторинга. Например, 15% годовых.
  • Сумма сделки и процент, который банк готов выплатить поставщику. Например, компания продала товар на 500 000 рублей – это сумма контракта, но фактор выплачивает только 90% от этой суммы, то есть 450 000 рублей;
  • Когда будет оплачена комиссия – до момента выдачи, после выдачи, после оплаты контракта покупателем;
  • Действия сторон в случае, если покупатель не оплатит задолженность фактору;
  • Другие сведения.

Как правило, у фактора есть типовые шаблоны договоров, в которые они вписывают определенные параметры по условиям сотрудничества с конкретным поставщиком.

Как работает факторинг: пример

Чтобы более понятно изучить вопрос, далее рассмотрим пример с реальным факторингом без регресса.

Пример: поставщик реализовал 1 января 2020 года готовую продукцию покупателю на сумму 500 000 рублей. Отсрочка платежа составляет 60 дней. После отгрузки товара поставщик предоставил в банк все необходимые бумаги по факторингу, запросив соответствующую услугу.

Банк проверил чистоту сделки, платежеспособность покупателя и заключил с поставщиком договор факторинга без регресса. Процентная ставка за факторинг – 10% в год. Первоначально выплачивается сумма – 90% от оценочной стоимости контракта. Покупатель перечислил деньги банку 27 февраля.

Решение:

  1. Поставщик получил 90% от суммы, то есть 500 000 *90/100 = 450 000 рублей.
  2. Комиссия за предоставление отсрочки за 58 дней (31 день января + 27 дней февраля) составила:

(450000*10%/365)*58 =7150 руб.

Обратите внимание, что вознаграждение рассчитывается с суммы, которую фактор предоставил поставщику.

  1. Покупатель оплатил всю задолженность в размере 500 000 рублей, следовательно, необходимо произвести перерасчет с поставщиком:
  • 500 000 – 7150 = 492 850 – именно столько должен перечислить фактор поставщику с учетом комиссии за свои услуги;
  • 492 850 – 450 000 = 42 850 – столько должен доплатить фактор поставщику по факту получения денег от покупателя.

В данном случае фактор не готов выплачивать всю сумму поставщику, а только 90%. В конечном счете, он просто доплачивает разницу между полученными средствами и удержанной комиссией.

Но есть компании, которые работают с постоянными клиентами на условиях 100% оплаты. Тогда поставщик просто отдельным счетом платит комиссию банку. Например, в данном варианте поставщик мог сразу получить 500 000 рублей, а потом заплатить комиссию банку в размере 7150 рублей.

Чем выгоден факторинг

Конечно, факторинг выгоден для тех компаний, которые предпочитают быстро получать деньги и минимизировать свои риски. Такой вариант подходит как для небольших компаний, так и для крупного бизнеса.

Какие выгоды получает поставщик от факторинга:

  • устранение кассовых разрывов, что минимизирует риски дополнительного внимания от проверяющих органов, в частности, ФНС;
  • повышение достоверности и точности финансовой отчетности, что очень важно для компаний, которые должны проходить ежегодный независимый аудит;
  • возможность через факторинг не увеличивать показатель кредиторской задолженности, повышая инвестиционную привлекательность бизнеса;
  • увеличение спроса за  счет предоставления отсрочки платежа некоторым покупателям;
  • расширение рынка сбыта и увеличение продаж, что положительно влияет на саму рентабельность бизнеса;
  • в отличие от других видов кредитования, факторинг не предполагает огромный пакет бумаг, залог, дополнительное страхование.

Сейчас факторинг является эффективным и главное выгодным инструментом для бизнеса с учетом особенностей рынка и экономики в целом. Потенциально, недостаток факторинга может заключаться в высокой комиссии за обслуживание, но не сейчас. Банки на данный момент взимают небольшую ставку, расходы на которую компенсируются инфляцией и обесцениваем курса национальной валюты.

Поэтому для тех компаний и ИП, которые не хотят ждать, пока их клиенты оплатят свои счета, но при этом и дорожат своими покупателями, факторинг является идеальным вариантом оптимизации бизнеса с увеличением оборачиваемости и рентабельности. Важно грамотно и внимательно подходить к выбору фактора. И отдавать предпочтение факторингу без регресса, нежели с регрессом.

 





маркетинговое агентство